| ||
| ||
1ФГУНПП
«СЕВМОРГЕО»,
Санкт-Петербург,
constantin_spb@list.
ru 2ОО
«Пудожемское устье», Северодвинск
|
Проблемы береговой зоны острова Ягры, на котором расположены один из жилых районов г. Северодвинска и цеха Судоремонтного завода, связаны с размывом его северного берега, в результате чего в зоне воздействия моря может оказаться городская застройка. Кроме того, размыв резко усилился и в самой Никольской протоке, входящей в состав дельты Северной Двины, в результате чего под угрозой оказались сооружения Судостроительного завода. Построенные ранее береговые сооружения в районе завода оказались в настоящее время практически разрушенными. С целью оценки интенсивности размыва береговой линии и для принятия решений о ее защите в период с 2006 по 2008 гг. ОО «Пудожемское устье» совместно с Центром мониторинга Арктических морей при ФГУНПП «Севморгео» были организованы ежегодные наблюдения, в состав которых входили: 1. Пешеходные маршруты по профилям многолетнего наблюдения. 2. Отбор проб пляжных осадков для дальнейшего лабораторного изучения. 3. Наблюдение за фиксированными реперными отметками в пределах пляжей. 4. Изучение изменчивости береговой линии по картам XIX и XX веков и космоснимков.
5. Проведение дробного гранулометрического анализа и расчет
статистических характеристик осадков. 6. Анализ литодинамических процессов, влияющих на формирование береговой линии.
В
В 2008 году был проведен ежегодный мониторинг береговой линии, в который входили замеры пляжной зоны (углы склона, длина), позволяющие графически изобразить профили пляжей. Данные профили позволяют наглядно отображать информацию о состоянии пляжа и выявить абразионные и аккумулятивные процессы (рис. 2). Также был выполнен пробоотбор для сопоставления данных предыдущих лет с современным состоянием. К станциям многолетнего наблюдения добавлены новые точки, позволяющие более детально оценить воздействие литодинамических процессов.
В 2007 году отбор проб проводился по 8 профилям, расположенным
перпендикулярно линии берега (рис. 1). На каждом из профилей было
отобрано от 3 до 5 проб, причем в обязательном порядке отбиралась проба
на урезе воды и в зоне заплеска пляжа. По результатам лабораторных
исследований, отложения пляжа были представлены преимущественно
мелкозернистыми песками (размерность зерен 0,25-
Для борьбы с размывом берега вне городской черты местными специалистами
и с учетом ранее данных ФГУНПП «Севморгео» рекомендаций для
берегоукрепления были использованы автомобильные покрышки. Они
продемонстрировали свою эффективность по защите от размыва в сравнении с
использованием железобетонных сооружений и бревенчатых конструкций.
Главная проблема защитных сооружений, используемых в данном районе -
подмыв и вынос материала за самим сооружением, что в конечном итоге в
короткие сроки приводит к разрушению укрепления. С этими факторами
справились выложенные вдоль берега в несколько рядов шины, укрепившись в
грунте и препятствуя вымыванию осадочного материала из защищаемого
берега.
|
Ссылка на статью: Никонов К.А., Глинский В.Н.,
Федорова Н.К., Климов А.И. Проблемы абразии и сохранения береговой линии северной части о-ва Ягры
(Белое море). Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня
рождения Д.Г. Панова (8-11 июня |