ПРОБЛЕМЫ АБРАЗИИ И СОХРАНЕНИЯ БЕРЕГОВОЙ ЛИНИИ СЕВЕРНОЙ ЧАСТИ О-ВА ЯГРЫ (БЕЛОЕ МОРЕ)

К.А. Никонов1, В.Н. Глинский1, Н.К. Федорова1, А.И. Климов2

Скачать *pdf

 

1ФГУНПП «СЕВМОРГЕО», Санкт-Петербург, constantin_spb@list. ru

2ОО «Пудожемское устье», Северодвинск

 

   

Проблемы береговой зоны острова Ягры, на котором расположены один из жилых районов г. Северодвинска и цеха Судоремонтного завода, связаны с размывом его северного берега, в результате чего в зоне воздействия моря может оказаться городская застройка. Кроме того, размыв резко усилился и в самой Никольской протоке, входящей в состав дельты Северной Двины, в результате чего под угрозой оказались сооружения Судостроительного завода. Построенные ранее береговые сооружения в районе завода оказались в настоящее время практически разрушенными. С целью оценки интенсивности размыва береговой линии и для принятия решений о ее защите в период с 2006 по 2008 гг. ОО «Пудожемское устье» совместно с Центром мониторинга Арктических морей при ФГУНПП «Севморгео» были организованы ежегодные наблюдения, в состав которых входили:

1. Пешеходные маршруты по профилям многолетнего наблюдения.

2. Отбор проб пляжных осадков для дальнейшего лабораторного изучения.

3. Наблюдение за фиксированными реперными отметками в пределах пляжей.

4. Изучение изменчивости береговой линии по картам XIX и XX веков и космоснимков.

5. Проведение дробного гранулометрического анализа и расчет статистических характеристик осадков.

6. Анализ литодинамических процессов, влияющих на формирование береговой линии.

В 2007 г . были получены новые данные о структурном составе пляжных осадков по данным дробного гранулометрического анализа. Это позволило выделить зоны размываемого, стабильного и аккумулятивного берега. Эти материалы, а также анализ картографических материалов разных лет и космоснимков, позволили сделать вывод, что проблема разрушения берега связана с нарушением естественных литодинамических процессов в связи со строительством глубоководной гавани Северодвинска, а также прорывом вод после 1954 года через пересыпь Ягринского Рога и образования на его месте острова. Анализ фотоснимков за указанный период по точкам мониторинга позволил получить представление о высоких темпах абразионных процессов господствующих сегодня на значительной части северного побережья о-ва Ягры. Установление этого факта позволило обратиться к выявлению природы абразионных процессов и поиску защитных мероприятий.

Рисунок 1     Рисунок 2

В 2008 году был проведен ежегодный мониторинг береговой линии, в который входили замеры пляжной зоны (углы склона, длина), позволяющие графически изобразить профили пляжей. Данные профили позволяют наглядно отображать информацию о состоянии пляжа и выявить абразионные и аккумулятивные процессы (рис. 2). Также был выполнен пробоотбор для сопоставления данных предыдущих лет с современным состоянием. К станциям многолетнего наблюдения добавлены новые точки, позволяющие более детально оценить воздействие литодинамических процессов.

В 2007 году отбор проб проводился по 8 профилям, расположенным перпендикулярно линии берега (рис. 1). На каждом из профилей было отобрано от 3 до 5 проб, причем в обязательном порядке отбиралась проба на урезе воды и в зоне заплеска пляжа. По результатам лабораторных исследований, отложения пляжа были представлены преимущественно мелкозернистыми песками (размерность зерен 0,25- 0,1 мм ). Обобщенный профиль свидетельствует, что модальной фракцией являются частицы размерности 0,2- 0,16 мм . Самораспределение имеет отчетливую скошенность в сторону крупных фракций. Пески хорошо сортированы. Модальная фракция составляет около 40%. Совершенно очевидно выявлено преобладание одномодального типа распределения, однако в ряде проб наблюдается и бимодальный характер. Бимодальность наблюдается в южной части острова, на (1 и 3 профилях), что характеризует более интенсивную степень абразии. На самом деле, некоторые из изучаемых осадков имеют и более высокое количество мод, которые являются менее значительными и выявленными в результате компьютерной обработки результатов. Наиболее значимыми являются пики в интервале 0,25- 0,08 мм . Фракции крупнее 2 мм представлены обломками раковин моллюсков, что также в свою очередь создает некий рост значений в этом интервале.

Для борьбы с размывом берега вне городской черты местными специалистами и с учетом ранее данных ФГУНПП «Севморгео» рекомендаций для берегоукрепления были использованы автомобильные покрышки. Они продемонстрировали свою эффективность по защите от размыва в сравнении с использованием железобетонных сооружений и бревенчатых конструкций. Главная проблема защитных сооружений, используемых в данном районе - подмыв и вынос материала за самим сооружением, что в конечном итоге в короткие сроки приводит к разрушению укрепления. С этими факторами справились выложенные вдоль берега в несколько рядов шины, укрепившись в грунте и препятствуя вымыванию осадочного материала из защищаемого берега.

 

 

Ссылка на статью:

Никонов К.А., Глинский В.Н., Федорова Н.К., Климов А.И. Проблемы абразии и сохранения береговой линии северной части о-ва Ягры (Белое море). Материалы Международной научной конференции, посвященной 100-летию со дня рождения Д.Г. Панова (8-11 июня 2009 г ., г. Ростов-на-Дону). Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2009, с. 246-248.

 



вернуться на главную



eXTReMe Tracker


Flag Counter

Яндекс.Метрика

Hosted by uCoz